МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПОЗИЦИИ

 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПОЗИЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПОЗИЦИИ В ПЛАКАТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (Г.ЯЛТА)

 

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ИСКУССТВ

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, МЕТОДИКИ

ПРЕПОДАВАНИЯ И ДИЗАЙНА

___________________________________________________________________

 

Н. М. Чайка

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПОЗИЦИИ В ПЛАКАТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ

 

 

Ялта-2012

 

 


  

 

В рамках просветительской и информационно-разъяснительной работы по непосредственному и активному приобретению знаний о безопасности жизнедеятельности и охране труда детьми проводится наш конкурс детского рисунка.

Одной из форм творческой деятельности учащихся в данном конкурсе предлагается плакат — броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий». Данная формула отражает определенный уровень графического дизайна и информирует о предмете коммуникации.

В докладе изложены рекомендации к порядку разработки плакатов по охране труда и безопасности жизнедеятельности, а также к их содержанию, композиции, изображению и тексту. Рекомендации предназначены для учащихся и руководителей творческих школ, студий, других организаций, принимающих участие в конкурсе детского рисунка. Опыт работы с детьми показал, что без оказания информационной помощи в данном вопросе их деятельность приводит к некачественному решению плаката. И, конечно же необходимо учитывать возраст детей. Заинтересовать – вот главная проблема в творчестве детей. Методически верно, если ваша деятельность будет построена на взаимосотрудничестве. Здесь очень важна роль руководителя. При правильной постановке проблемы, применении таких методов, как игра (для детей младшего возраста), дискуссия, диалог (для более взрослых) можно добиться хороших результатов.

Основное назначение плаката по охране труда и здоровья - сформировать у человека правильную оценку опасных и вредных ситуаций путем информационного и эмоционального воздействия, сориентировать его поведение в нужном направлении, способствовать формированию умений и навыков безопасной жизнедеятельности.

Начальный этап проектирования отдельного плаката - составление разработки, которая содержит: название темы; определение назначения и конкретной задачи плаката. Для этого желательно посетить какое-нибудь предприятие, можно сделать необходимые зарисовки, что поможет избежать возможных неточностей в изображении производственной обстановки. Для детей более младшего возраста – 5-6 лет можно подготовить «Путешествие в страну здоровья», где в игровой форме рассказать о проблемах безопасности жизнедеятельности и охране труда.

Одним из основных условий действенности плаката является актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для детей. Тема плаката должна раскрываться четко через знакомые им содержательные образы, для создания которых следует использовать правдивые и типичные жизненные факты и ситуации. Содержание его может быть решено в различных типах сюжета: положительный, отрицательный и их сочетание.

Текст в плакате одновременно выполняет две функции: коммуникативную и экспрессивную. В связи с этим важнейшими факторами, определяющими эффективность текста плаката, являются его доходчивость и выразительность.

Основой изобразительного решения плаката является композиция. Задача автора при построении композиции - найти такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов в единое целое, которое позволило бы наглядно выявить смысловой центр композиции, а также создать ощущение уравновешенности и гармонии элементов. Это также сложно объяснить детям, поэтому здесь руководитель должен верно найти подход и направить деятельность ребенка на нужное видение. Какие ошибки делает ребенок в выполнении работы – рисует мелкие формы, где-то на полях, не использует раскраску фона на рисунке Ему сложно заполнить верно пространство листа. Важно указать на эти проблемы мягко, не обижая ребенка, увидеть что-то интересное в его работе, развить удачную идею. Это предполагает почти индивидуальный подход в изобразительной деятельности, поэтому необходимо выбрать для такой работы только талантливых детей, способных творчески выполнить работу.

Известно несколько типов композиции, простейшим из них является ритмическое построение в ряд, при котором отдельные элементы выстраиваются через неравные интервалы, что дает возможность акцентировать внимание на главном смысловом элементе. При симметричной композиции необходимо осуществить расстановку элементов вокруг оси симметрии. Асимметричная композиция характеризуется такой расстановкой элементов, при которой взгляд человека проходит по сложной кривой, что обусловливает эффект выразительности плаката.

В композициях плакатов, сюжет которых построен на противопоставлении положительного и отрицательного, используется принцип равновесия, при котором отдельные части плаката, разделенные осью симметрии, неодинаковы по изображению, но занимают на плакатном листе одинаковую площадь.

Необходимо строить композицию так, чтобы ее центром был тот элемент, на который следует обратить внимание. Центральный по смыслу элемент должен быть выделен размером, цветом, формой, фоном или же сочетанием этих приемов. Все элементы композиции необходимо разместить на плакате так, чтобы они так или иначе "стремились" к смысловому центру, притягивали взгляд человека к нему. При изобразительной композиции с двумя или несколькими элементами один всегда должен быть главным, а другие – дополнительными. Как один из методов концентрации внимания можно с успехом применять принцип изменения пропорций.

Но все элементы должны группироваться вокруг главного центра и создавать ощущение уравновешенности и гармонии. Восприятие веса элементов композиции зависит от их местоположения на плакатном листе. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, зрительно воспринимается как более легкий, чем элемент, находящийся ближе к какому-либо краю плаката. Элемент в верхней части композиции кажется тяжелее того, который помещен внизу.

Интенсивность цветового тона окраски единичного элемента также влияет на его субъективное восприятие: чем ярче окрашен элемент, тем более объемным он кажется и тем больше пространства требуется для восстановления равновесия его пропорций с другими элементами.

При конструировании плаката следует учитывать форму плакатного листа. При удлиненном формате листа элементы и линии должны иметь вертикальную направленность. При горизонтальном формате хорошим проводником взгляда зрителя по листу служат горизонтальные линии.

Шрифтовые плакатные композиции должны быть тесно связаны с изобразительным решением плаката и смыслом текста. Композиционно шрифт располагается на плакате либо симметрично, либо асимметрично. Симметричная композиция характеризуется зеркальной расположенностью текста относительно вертикальной оси симметрии, что производит впечатление уравновешенности, устойчивости. Подобная композиция рекомендуется для текстов спокойного информационного характера. В асимметричной композиции равновесие создается за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Такая композиция производит впечатление живости, подвижности. Она может быть целесообразно использована в текстах динамичных, призывного содержания.

Соотношение полей и текста по величине может варьироваться, но, как правило, ширина полей немного превосходит высоту букв. Не следует допускать чрезмерного заполнения площади плакатного листа текстом в ущерб изображению.

В плакате образ не только имеет эстетическое значение, но и отражает пропагандируемое явление, вызывает определенные чувства, которые могут в нужном направлении повлиять на поведение зрителя. Поэтому образ должен быть выразительным и запоминающимся, иметь четкие характерные признаки изображаемого объекта. Необходимо также, чтобы он вызывал социально-желательную оценку пропагандируемого явления или действия.

Образ может создаваться различными приемами: реалистический или абстрактный рисунок, символ, пиктограмма, коллаж и др. Но во всех случаях поиск новых художественных решений, оригинальная образная трактовка темы - это главные требования, которые предъявляются к плакату. Возможно применение фотографии. Большой выразительности можно достичь с помощью символических образов, которые более лаконичны и обобщены. Но слишком частое использование однообразных символов, если они к тому же дополнены стандартными фразами, приводит к тому, что символ превращается в штамп. Это снижает эмоциональное воздействие и эффективность плаката. Символы, метафоры, аллегории не должны носить и слишком ярко выраженный индивидуально-авторский характер, и плакат может оказаться непонятным для массовой аудитории.

При создании образа нельзя забывать и о психологическом воздействии формы. Известно, что законченные формы и замкнутые линии (круг, квадрат, прямоугольник, эллипс и т.д.) создают впечатление удовлетворенности, завершенности, а незаконченные - человек автоматически "дорисовывает". В сознании при этом у него остается чувство неудовлетворенности, беспокойства, тревоги.

Хуже всего воспринимаются фантастические формы, не вызывающие привычных ассоциаций. То же относится и к линиям. Со спокойствием, ясностью ассоциируются у людей прямые горизонтальные и вертикальные линии. Диагональные вызывают ассоциации с движением (вверх и вниз). Тонкие и изогнутые линии ассоциируются с изяществом, гибкостью, непринужденностью, толстые - с тяжеловесностью, массивностью.

Замечено, что изображения людей и животных на 23% больше привлекают внимание к плакату, чем изображения неодушевленных предметов, а при восприятии изображения человека обращается внимание на выражение лица.

В плакате сочетания объемных и плоскостных элементов воспринимаются как недостоверные, поэтому их нужно избегать.

Большое значение имеет графическое оформление шрифта в плакате. Начертание буквы в силу закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональностью и образностью. Органически связанный с содержанием текста шрифт на плакате является одним из изобразительно-выразительных средств.

При выборе шрифта необходимо обратить особое внимание на его четкость, удобочитаемость, выразительность, а также на соотношение цвета, шрифта и фона: а - четкость и удобочитаемость шрифта подразумевают быструю узнаваемость букв и достаточно оправданную простоту их графики.

Следует иметь в виду, что шрифт обладает и большими выразительными возможностями. Это позволяет в ряде случаев обыграть тему текста в шрифте, т.е. связать шрифт с изображением и текстом плаката. В зависимости от содержания плаката шрифт может быть спокойным или напряженным, статичным или динамичным, строгим или веселым, монументальным или декоративным, может иметь исторические и национальные черты.

В качестве критериев удачного колористического решения шрифта можно назвать следующие: цвет шрифта и цвет фона должны обеспечивать четкое и удобное восприятие текста; общее цветовое решение шрифта должно соответствовать эмоциональному выражению и раскрытию темы плаката. Наилучшее для восприятия цветовое решение является тонально-контрастным: светлое на темном или темное на светлом (черный - на желтом; зеленый - на белом; красный - на белом; синий - на белом; белый - на синем; черный - на белом; желтый - на черном; белый - на красном; белый - на зеленом; белый - на черном; красный - на желтом; зеленый - на красном; красный - на зеленом).

Правильному обращению с цветом помогает понимание его цветовых характеристик: цветовой тон , светлота, насыщенность, оттенки.

Для того чтобы найти наиболее оптимальное цветовое решение плаката, необходимо знать психологические особенности восприятия цвета и цветовых сочетаний.

Путем наблюдения и экспериментов установлено, что цвет оказывает определенное воздействие на эмоциональную сферу человека, может возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать. Действие цвета вызывает у человека ряд ассоциаций. Так например, оранжевый цвет ассоциируется с представлением о пламени и вызывает ощущение тепла; голубой цвет напоминает о небе, море, льде и невольно вызывает ощущение холода. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) действуют на человека возбуждающе, холодные (зеленый, голубой, синий) - наоборот, успокаивают; фиолетовый цвет подавляет настроение, вызывает чувство печали; черный и темно-серый цвета в большом количестве действуют угнетающе. Однако в небольшом количестве черный цвет очень полезен, так как по закону контраста усиливает яркость и воздействие цвета, с которым сопоставлен. Красный цвет имеет стимулирующее действие, активно воздействует на зрителя, сразу бросается в глаза, поэтому он предпочтителен как акцент для выделения композиционного центра в колористической композиции плаката. Соподчиненные элементы композиции плаката также могут иметь вкрапления красного цвета или его оттенков. Количество красного и черного цвета должно соотноситься так, чтобы не создавать траурного впечатления.

Следует заметить, что воздействие цвета тем сильнее, чем больше его насыщенность, человек не проявляет эмоций к цветам неярким, тусклым.

Также нужно помнить, что цвета ассоциируются у человека с определенным представлением о весе. Элементы композиции, окрашенные в теплые и насыщенные цвета, воспринимаются более тяжелыми, чем имеющие холодный и светлый тон.

В плакате мы имеем дело не с одним цветом, а с цветовыми отношениями. Психологическое воздействие цвета зависит от того, как цвета расположены один в отношении другого. Так например, в присутствии дополнительного сине-зеленого цвета красный приобретает предельную выразительность, в сочетании с желтым он становится "кричащим" и воспринимается более темным; на синем - красный цвет приобретает теплый оранжевый оттенок, на черном - все цвета кажутся яснее, на белом - глуше. Светлые цвета, например желтый, на белом фоне мало заметны, на черном же - наоборот. Поэтому необходимо учитывать способность цвета приобретать совершенно различный характер и менять свои качества в зависимости от окружения, в котором он находится.

В плакате всегда должен быть ведущий цвет, в соответствии с которым строятся все остальные, входящие в плакат цвета. Причем не должно быть чрезмерного количества цветов, рекомендуется использовать не более четырех.

Гармонию цветового решения можно считать достигнутой в том случае, когда цветовое решение отвечает чувству эстетического удовлетворения, способствует эмоциональному выражению и раскрытию содержания основной идеи плаката; цвет шрифта и цвет фона обеспечивает быстрое и четкое восприятие текста плаката.

Плакатная графика должна строиться на применении контрастов. Нужно следить за тем, чтобы цветовые контрасты не привели к раздробленности отдельных элементов композиции плаката. Наиболее удачными композициями на темном фоне следует считать те, в которых основные части текста и изображения выполнены в полутонах, а главный смысловой элемент сделан более светлым или белым, резко контрастирующим с основным тоном.

Необходимо учитывать, что различимость цветов убывает по следующей шкале: желтый - на черном; белый - на синем; черный - на оранжевом; оранжевый - на черном; черный - на белом; белый - на красном; красный - на желтом; зеленый - на белом; оранжевый - на белом; красный - на зеленом.

Выбирая то или иное сочетание цветов желательно учитывать характер освещения. Если плакаты выполнены в расчете только на дневное освещение, они будут по-другому восприниматься в вечернее время или могут оказаться совсем "слепыми".

Для работы с детьми 5-6 летнего возраста более наглядно интересным будет использование нетрадиционных технологий: рисование пальчиками, кляксография, монотипия и печать листьями, использование абриса ладоней рук, рисование гуашью на тонированной бумаге, использование различных типов мазков, тканей, веревочек и других материалов для оттиска, рисование сухой кистью, использование ритмических элементов из цветной бумаги и заполнение ритмическим рисунком.

Разработка плакатов должна проводиться с учетом требований, которые определены конкурсным комитетом. Предлагаемая в рекомендациях методика оценки качества плакатов представляет собой систематизированную совокупность показателей с их развернутой характеристикой. Выделим рассмотренные элементы организационной деятельности по выполнению плаката: выбор темы, разработка эскиза, поиск сюжета, лаконичный текст, использование подходящего типа композиции – ритма, симметрии, асимметрии, равновесия, цвета, формы – для создания гармонии, удобочитаемый шрифт, приемы создания яркого образа, психологические особенности цвета, контраст. Но для неподготовленных детей очень сложно охватить все аспекты такой изобразительной деятельности. Важно, чтобы плакат эмоционально воздействовал на зрителя.

Список литературы

  1. Психология безопасности труда, И. Балинт, М. Мурани, Профиздат – 1968 г. 
  2. Очерки по психологии труда, Ю.В. Котелова, МГУ 1986 г,
  3. Психология, учебник, под ред. А.А. Крылова М. 1999 г.
  4. Психология и работа, Д.Шульц, С. Шульц. Питер 2003 г.
  5. Индустриально-организационная психология. Линда Джуэлл. Питер 2001 г.
  6. Конторина А. И.  Мастер–класс "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
  7. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1988. – 76 с.
  8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина, 1984. – 216 с.
  9. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – 168 с.
  10. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. – 120
  11. Л.М. Веккер Восприятие и основы его моделирования. ЛГУ, 1964
  12. Классификационная схема внимания по вопросу о плакатах по технике безопасности, Ф.И. Барановский, М 1931 г.
  13. Психология предпринимательской деятельности, ред. Бодрова В.А. Москва 1995 г.
  14. Справочник по Инженерной психологии , под ред. Ломов Б.Ф. , Москва 1982 г , «Зрительный анализатор»
  15. Теоретические и прикладные вопросы экспериментально-психологических исследований. М. 1997. Боковиков А.К., Лебедев А.Н., Углов О.Ю. «Некоторые аспекты воздействия рекламных текстов на потребителя».
  16. Инженерная психология за рубежом, под ред. Леонтьева А.Н., Москва 1967 г, статьи: Дж. Сперлинг, Г. Кровитс и Г. Шиффман, С.Л. Смит, У. Тэннер,
  17. Психология Рекламы, А. Лебедев-Любимов, из. Питер 2002
  18. Поведение потребителя, Дж.Ф. Энджел, Род. Д. Блекуэлл, Пол. У. Миниард, из. Питер 1999 г.
  19. Проблемы социальной психологии и пропаганды, сборник, составители В.Н. Колбановский, Ю.А. Шерковин, М. 1971 г.
  20. Психология Маркетинга и Рекламы, Клаус Мозер, Харьков 2004г. .
  21. П.В. Яньшин, Введение в психосемантику цвета, Самара, 2000 г.
  22. Психологические проблемы переработки знаковой информации, отв. Ред. В.Ф. Рубахин, Москва 1977 г.
  23. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации, под ред. А.А. Леонтьева, Москва 1974 г.
  24. Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности), выпуск 2, часть 2, под ред. Крылова А.А., Санкт-Петербург 1996 г.
  25. Сборник нормативных документов по охране труда, М. ГроссМедиа, 2005.

Чайка Н. М.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПОЗИЦИИ В ПЛАКАТНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ

 

 



Создан 22 ноя 2012